Закупочная деятельность
ПАО «Россети» взаимодействует с поставщиками и подрядчиками с соблюдением принципов равного доступа к закупкам, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупок.
Принципы и основные задачи закупочной деятельности
Компания ведет закупочную деятельность в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Единого стандарта закупок ПАО «Россети»Утвержден решением Совета директоров (протокол от 30.12.2022 № 604)..
В 2023 году большинство дочерних обществ ПАО «Россети» присоединились к новой редакции Единого стандарта закупок ПАО «Россети» в соответствии со ст. 2 Закона о закупках (223‑ФЗ).
Основная задача закупочной деятельности — обеспечение максимальной эффективности закупок и получение оптимального результата при минимально возможных издержках. Чтобы достичь этой цели, Компания приобретает товары, работы и услуги, необходимые для выполнения инвестиционной программы, программы ТОиР и целевых программ, преимущественно на конкурентной основе.
В рамках осуществления закупочной деятельности Общество также руководствуется судебной и правоприменительной практикой, опытом крупнейших заказчиков в области государственных и корпоративных закупок, практикой рассмотрения ФАС России и ее территориальными управлениями жалоб участников закупочных процедур, Гражданским кодексом РФ и рядом постановлений Правительства РФ, полный перечень которых указан в Приложении 1.
Помимо этого, на закупочную деятельность Компании повлияли изменения законодательства о закупках, которые произошли в 2023 году.
Способы закупок
Конкурс является основным способом закупки, с проведением или без проведения предварительного квалификационного отбора, без осуществления специальных процедур (если иное не предусмотрено законодательством, в том числе при проведении спецторгов).
Аукцион может быть только одноэтапным, с проведением или без проведения предварительного квалификационного отбора (если иное не предусмотрено законодательством, в том числе при проведении спецторгов). Аукцион проводится при закупках продукции, для которой существует конкурентный рынок и относительно которой инициатором закупки сформулированы подробные требования в форме технического задания.
Запрос предложений может быть с проведением или без проведения предварительного квалификационного отбора (если иное не предусмотрено законодательством, в том числе при проведении спецторгов). Проводится при выполнении хотя бы одного из следующих условий:
1.) начальная (максимальная) цена договора не превышает 10 млн руб. с НДС;
2.) сжатые сроки — от даты объявления закупочной процедуры до начала проведения поставок, работ и услуг менее 20 календарных дней.
Запрос котировок проводится при закупках продукции, для которой существует конкурентный рынок производителей и относительно которой инициатором закупки сформулированы требования в форме технического задания при одновременном соблюдении следующих условий (если иное не предусмотрено законодательством, в том числе при проведении спецторгов):
1.) начальная (максимальная) цена договора не превышает 7 млн руб. с НДС;
2.) победитель будет выбран на основании только одного критерия — цены договора.
Конкурентный отбор с заключением соглашений с несколькими победителями проводятся в случаях, когда на момент проведения закупки Заказчик не может определить конкретные объемы и (или) сроки поставки продукции (выполнения работ / оказания услуг). По результатам конкурентного отбора среди победителей проводятся запросы цен. Конкурентный отбор проводится без ограничений по размеру начальной (максимальной) цены договора.
Запрос цен по результатам конкурентного отбора проводится только среди победителей конкурентного отбора без ограничений по размеру начальной (максимальной) цены договора (лота).
Предварительный отбор, по результатам которого заключаются соглашения с несколькими победителями, проводится в случаях, когда на момент проведения закупки заказчик не может определить конкретные объемы и (или) сроки поставки продукции (выполнения работ / оказания услуг). По результатам предварительного отбора среди победителей таких процедур проводятся запросы цен.
Предварительный отбор проводится без ограничений по размеру начальной (максимальной) цены договора.
Запрос цен по результатам предварительного отбора проводится только среди победителей предварительного отбора без ограничений по размеру начальной (максимальной) цены договора.
По решению ЦЗО заказчика закупка проводится путем его участия в аукционах, конкурсах или иных процедурах, организуемых продавцами продукции (в том числе на ЭП).
Сравнение цен проводится при закупке продукции в случае, если начальная (максимальная) цена договора не превышает 500 тыс. руб. с НДС и выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более 5 млрд руб. либо не превышает 100 тыс. руб. с НДС, а также в случае, если выручка Заказчика за отчетный финансовый год составляет менее 5 млрд руб.
Решение о выборе поставщика принимает ЦЗО заказчика или другой разрешающий орган в пределах его компетенции в соответствии с Единым стандартом закупок на основании информации заказчика о проведенном анализе рынка.
Виды таких закупок:
1.) закупка уникальных товаров (работ, услуг) у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
2.) закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в целях предотвращения чрезвычайной ситуации или ликвидации ее последствий.
Результаты закупочной деятельности в 2023 году
По итогам закупочной кампании 2023 года Группа «Россети» провела 67,1 тыс. закупочных процедур на общую сумму 857,0 млрд руб. При этом объем закупочных процедур, проведенных на конкурентной основе, составил 750,4 млрд руб., или 87,6% от всего объема закупок. Экономический эффект от проведения закупок составил 16,0 млрд руб.
Информация по сотрудничеству с МСП за 2023 год
В соответствии с законодательством Российской Федерации в план закупок товаров, работ, услуг, в том числе инновационной и высокотехнологичной продукции, включена обязательная доля закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). С момента начала действия регулированияПостановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, утвердившего квоты закупок у субъектов МСП, Компания регулярно перевыполняет их план. В рамках основной и инвестиционной деятельности «Россетей» плановая доля закупок у субъектов МСП составляет не менее 20%.
Несмотря на сложную экономическую ситуацию из‑за введения санкций и мер ограничительного характера со стороны недружественных стран, последние три года «Россети» удерживали квоту закупок у субъектов МСП в рамках установленных Правительством РФ плановых показателей: 20% — для спецторгов, 25% — для всего объема закупок у субъектов МСП.
Компания также утвердила перечень товаров, работ, услуг, которые закупаются только у субъектов МСП. Чтобы увеличить долю закупок у субъектов МСП, этот перечень ежегодно расширяется. На конец 2023 года он содержал 137 позиций.
Для повышения эффективности закупок ПАО «Россети» в Компании действует совещательный орган — Совет МСППриказ ПАО «Россети» от 25.02.2014 № 93. Его задачи — регулярное взаимодействие с институтами развития, организациями и отраслевыми ассоциациями по поддержке субъектов МСП и увеличение доли закупок у субъектов МСП.
В состав Совета МСП входят представители ПАО «Россети», Торгово‑промышленной палаты РФ, Фонда «Сколково», Ассоциации предприятий энергостроительного комплекса, Дирекции оценки и мониторинга соответствия АО «Корпорация МСП», комитета по инновациям НАИЗ, Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева НИУ ВШЭ, Комитета по энергетике Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».
Кроме того, Компания проводит работу с поставщиками, подрядчиками и исполнителями, присоединившимися к Программе партнерства между ПАО «Россети» и субъектами МСППриказ ПАО «Россети» от 25.02.2014 № 92.. К концу 2023 года к Программе присоединилось 118 организаций, их реестр размещен на сайте Общества.
ПАО «Россети» ежегодно проводит встречи с крупнейшими поставщиками по вопросам улучшения взаимодействия. В частности, в 2023 году отобраны пять поставщиков электротехнического оборудования в рамках реализации Программы развития субъектов МСППриказ ПАО «Россети» от 23.06.2023 № 255..
В рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» «Россети» ведут планомерную работу по поддержке субъектов МСП, в том числе в сотрудничестве с АО «Корпорация МСП»Соглашение между ПАО «Россети» и АО «Корпорация МСП» от 16.06.2016 № С-180.:
- оперативно решают вопросы своевременной оплаты по договорам;
- рассматривают спорные вопросы по участию в закупочных процедурах заказчиков;
- направляют презентационные материалы и предложения субъектов МСП в адрес заинтересованных профильных структурных подразделений технического заказчика.
Об эффективности такого сотрудничества говорит стабильное участие субъектов МСП в закупках, а также в реализации программ развития и партнерства между субъектами МСП и Группой компаний «Россети».
Импортозамещение
Одними из приоритетных задач ПАО «Россети» являются обеспечение технологического суверенитета электросетевого комплекса Российской Федерации, сохранение надежности, технологической и информационной безопасности.
Единая техническая политика, с учетом рисков введения санкций и осуществления кибератак, ориентирована на применение электротехнического оборудования, систем, устройств, комплектующих и программного обеспечения отечественных производителей и разработчиков, а также локализованного оборудования иностранных производителей.
Деятельность ПАО «Россети» в области импортозамещения ведется в соответствии с Корпоративным планом импортозамещения ПАО «Россети»Приказ ПАО «Россети» от 24.10.2023 № 466. Корпоративный план импортозамещения разработан в соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке корпоративных планов импортозамещения государственными корпорациями, государственными компаниями, акционерными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации превышает 50%, организациями, реализующими инвестиционные проекты, включенные в реестр инвестиционных проектов в соответствии с решением Правительственной комиссии по импортозамещениюУтверждены распоряжением Минэкономразвития России от 11.08.2016 № 219Р-АУ..
Цели и задачи Корпоративного плана импортозамещения ПАО «Россети»:
- обеспечение технологической безопасности электросетевого комплекса Российской Федерации;
- снижение зависимости от иностранной продукции, оборудования, технических устройств;
- снижение зависимости от услуг/работ иностранных компаний и использования иностранного программного обеспечения.
Основным ожидаемым результатом реализации Корпоративного плана импортозамещения является увеличение доли отечественного электротехнического оборудования в общем объеме закупок ПАО «Россети».
Меры по поддержке российских производителей
Взаимодействие с производителями оборудования осуществляется как на этапе разработок новой продукции, так и на этапе апробации и пилотного внедрения электротехнического оборудования на объектах ПАО «Россети» и его дочерних обществ. Диалог с производителями ведется также в рамках организации совещаний, аттестации оборудования, взаимодействия в рамках СИГРЭ и т. д. Привлекаются научно‑технические институты и ассоциации, в том числе для реализации политики импортозамещения оборудования. Для локализации, содействия и развития производства РПН на территории Российской Федерации между ПАО «Россети» и АО «Группа СВЭЛ» в 2023 году подписано Соглашение о сотрудничествеСоглашение от 24.10.2023..
С целью снижения рисков импортозависимости от иностранного оборудования, комплектующих и материалов в Группе компаний «Россети» в рамках проверки качества (аттестации) продукции в 2023 году дополнительно внесены требования по импортозамещению и локализации компонентов на территории Российской Федерации. В настоящее время в обязательном порядке проводится анализ надежности цепочек поставок оборудования, комплектующих и материалов, возможности его сервисного обслуживания в России, а также уровня локализации.
В 2023 году наряду с системой аттестации оборудования разработана система критериев, предъявляемых к промышленной продукции в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, которая утверждена в виде стандарта организации ПАО «Россети» «Требования по определению страны происхождения продукции, приобретаемой для производственных нужд Группы компаний «Россети». Состав документации. Типовые требования» и направлена на стимулирование к углублению локализации продукции на территории Российской Федерации.
Кроме того, ПАО «Россети» является корпорацией‑заказчиком в рамках реализуемой Грантовой программы доращивания технологических компаний — производителей оборудования под нужны Группы «Россети»В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.03.2022 № 392, в рамках которой отечественные производители разрабатывают импортозамещающую высокотехнологическую продукцию, не имеющую аналогов в России.
В 2023 году ПАО «Россети» поддержало три проекта отечественных производителей оборудования:
- ООО «ПиЭлСи Технолоджи» с проектом «Доработка и организация серийного производства сетевых промышленных коммутаторов TOPAZ SW (конструктивное исполнение RR и RF)»;
- ООО «ПромЭнерго» с проектом «Интеллектуальный прибор учета электроэнергии с функцией диагностирования места возникновения ОЗЗ в сетях среднего напряжения»;
- ООО «Производственная компания ЭНЭЛТ» «Производство зарядно‑выпрямительных устройств для систем оперативного постоянного тока с увеличенным КПД».
Стоит отметить, что в 2023 году в ПАО «Россети» утверждена Программа по развитию субъектов МСП для их потенциального участия в закупках товаров с целью разработки ими инновационной продукции и дальнейшего выхода на офсетные контракты, что также позволит обеспечить технологический суверенитет.
На 2024 год запланировано продолжение реализации проектов и мероприятий, направленных на импортозамещение продукции.
Переход на использование российского программного обеспечения
В Компании разработан план импортозамещения программного обеспечения (ПО), созданы внутренние типовые стандарты, политики для оборудования и ПО с учетом различных сценариев использования в Компании. Проводится активная работа по формированию долгосрочного заказа на отечественное оборудование ИТ‑инфраструктуры. Создаются собственные центры тестирования программных решений.
В Группе компаний «Россети» формируется открытая ИТ‑инфраструктура, которая позволит ускорить импортозамещение ПО, сократить сроки развертывания цифровых решений, повторно использовать лучшие практики, а также будет способствовать росту надежности, безопасности и отказоустойчивости ИТ‑сервисов.