Анализ производственных результатов

Оказание услуг по передаче и распределению электроэнергии, а также оказание услуг по технологическому присоединению потребителей к электрическим сетям является основной деятельностью Группы компаний «Россети».

Передача электроэнергии

Показатель 2021 2022 2023 план 2023 факт Изменение 2023/2022, % 2024 план
Отпуск электрической энергииПоказатели приведены с учетом математического округления значений до целого в сеть, млн кВт • ч 866 031 864 856 860 144 874 808 1,15% 883 119
Отпуск электрической энергии из сети, млн кВт • ч 791 533 789 743 784 967 799 120 1,19% 807 512
Потери электрической энергии в сети, млн кВт • ч 74 498 75 113 75 177 75 689 0,77% 75 607
Уровень потерь электрической энергии, % 8,60 8,69 8,74 8,65 −0,04 п. п. 8,56
Показатели услуг по передаче энергии
Наименование дочернего общества Объем поступления электрической энергии в сеть, млн кВт • ч Объем отпуска электрической энергии из сети потребителям, млн кВт • ч Уровень потерь электрической энергии, %
2021 2022 2023 план 2023 факт 2024 план 2021 2022 2023 план 2023 факт 2024 план 2021 2022 2023 план 2023 факт 2024 план
ПАО «Россети Центр» 60 161 60 082 59 073 59 721 59 334 54 120 53 804 52 778 53 474 53 032 10,04 10,45 10,66 10,46 10,62
ПАО «Россети Центр и Приволжье» 53 797 53 884 53 196 54 469 54 006 49 863 50 007 49 266 50 481 50 018 7,31 7,19 7,39 7,32 7,38
ПАО «Россети Волга» 52 785 52 089 51 827 52 417 52 687 49 719 49 067 48 715 49 524 49 640 5,81 5,80 6,00 5,52 5,78
ПАО «Россети Северо‑Запад» 33 673 33 399 33 518 33 341 33 354 31 555 31 431 31 495 31 399 31 320 6,29 5,89 6,03 5,83 6,10
ПАО «Россети Сибирь» 60 926 61 035 60 222 62 136 61 849 56 349 56 383 55 524 57 329 57 001 7,51 7,62 7,80 7,74 7,84
АО «РЭС» 14 774 13 284 10,08
ПАО «Россети Томск» 4 999 5 223 5 171 5 138 5 007 4 525 4 755 4 707 4 679 4 556 9,48 8,96 8,97 8,93 9,01
ПАО «Россети Урал» 71 143 72 958 72 757 73 683 71 416 66 388 68 235 67 998 68 971 66 836 6,68 6,47 6,54 6,40 6,41
ПАО «Россети Юг» 28 922 28 747 28 891 29 197 29 434 26 092 25 983 26 117 26 450 26 612 9,78 9,61 9,60 9,41 9,59
ПАО «Россети Северный Кавказ» 20 299 21 398 21 882 21 958 22 597 15 356 15 978 16 730 16 006 17 006 24,35 25,33 23,54 27,11 24,74
АО «Чеченэнерго» 3 155 3 207 3 311 3 330 3 448 2 019 2 165 2 296 2 156 2 304 35,99 32,49 30,65 35,26 33,18
ПАО «Россети Кубань» 25 222 26 062 26 300 26 860 27 162 22 720 23 583 23 702 24 312 24 485 9,92 9,51 9,88 9,49 9,86
ПАО «Россети Московский регион» 97 649 98 771 99 406 99 736 98 966 89 988 91 131 91 819 92 169 91 421 7,85 7,73 7,63 7,59 7,62
ПАО «Россети Ленэнерго» 42 163 41 680 36 578 37 351 37 200 38 022 37 495 32 457 33 143 33 007 9,82 10,04 11,27 11,27 11,27
АО «Россети Тюмень» 53 667 56 194 55 831 55 029 55 038 52 204 54 712 54 338 53 561 53 613 2,73 2,64 2,67 2,67 2,59
АО «Россети Янтарь» 4 403 4 397 4 423 4 454 4 470 3 982 3 986 4 011 4 040 4 054 9,56 9,35 9,31 9,31 9,32
Итого по распределительному сетевому комплексу 612 962 619 126 612 385 618 820 630 740 562 902 568 715 561 951 567 693 578 187 8,17 8,14 8,24 8,26 8,33
Магистральный сетевой комплекс 597 974 594 080 596 470 605 333 609 306 573 536 569 378 571 727 580 771 586 252 4,26 4,34 4,33 4,23 3,93
Итого по Группе компаний «Россети» 866 031 864 856 860 144 874 808 883 119 791 533 789 743 784 967 799 120 807 512 8,60 8,69 8,74 8,65 8,56

В 2023 году объем поступления электроэнергии в сеть по Группе компаний «Россети» вырос в сравнении с 2022 годом на 1,15%, составив 874,8 млрд кВт • ч. Основной причиной роста является увеличение потребления электрической энергии потребителями.

Объем переданной электрической энергии в 2023 году вырос на 1,19% в сравнении с 2022 годом, составив 799,1 млрд кВт • ч. Основной причиной роста является увеличение потребления электрической энергии потребителями. В 2024 году планируется рост объема передачи электрической энергии в связи с реализуемыми Группой компаний «Россети» проектами по консолидации электросетевых активов.

Относительный уровень потерь электроэнергии в 2023 году составил 8,65% от отпуска электроэнергии в сеть, что ниже запланированного уровня на 0,09 п. п., а также ниже уровня 2022 года на 0,04 п. п. При этом объем потерь превысил показатель предыдущего года на 576 млн кВт • ч, что связано с реализуемыми Группой компаний «Россети» проектами по консолидации электросетевых активов.

Поступление электроэнергии в сеть, млн кВт • ч
Показатели услуг по передаче энергии, %

Снижение потерь электроэнергии — важнейший приоритет работы Группы компаний «Россети». Мероприятия по снижению потерь проводятся во всех электросетевых компаниях Группы «Россети».

Ключевые направления реализации мероприятий по снижению потерь:

  • профилактика неучтенного потребления электроэнергии;
  • повышение эффективности сетей и энергообъектов за счет реконструкции сетей и изменения их конфигурации, снижения энергопотребления на собственные нужды.

Для профилактики неучтенного потребления в компаниях Группы «Россети» в последние годы ведется работа по установке современных приборов учета потребления электроэнергии.

Елена Андреева

— В зоне ответственности Группы «Россети» находится более 20 млн точек коммерческого и технического учета электроэнергии. Около трети из них — 6,8 млн точек — оснащены современными приборами учета. Только за 2023 год была организована установка и поверка около 1,3 млн приборов, в том числе оснащены интеллектуальными приборами почти 1,2 млн точек учета.

Работа по развитию интеллектуальной системы учета электроэнергии проводится в соответствии с принятыми изменениями в Федеральный закон «Об электроэнергетике», которые с 01.07.2020 освободили потребителей от обязанности покупать счетчики и оплачивать их установку. Теперь это зона ответственности энергокомпаний — гарантирующих поставщиков и сетевых организаций. С 01.01.2022 построение системы учета осуществляется только на базе интеллектуальных приборов. Оборудование соответствует требованиям Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), утвержденныхПостановление Правительства РФ от 19.06.2020 № 890. Правительством РФ.

«Умный» учет позволяет решить комплекс задач: сократить потери электроэнергии и операционные затраты, улучшить платежную дисциплину. При этом наши клиенты получают точную информацию об электропотреблении, следовательно, могут управлять им.

— «Россети» активно развивают интеллектуальную систему учета электроэнергии. Сколько уже установлено «умных» счетчиков? Какое значение имеет эта работа для сетевого комплекса и потребителей?

Елена Андреева, заместитель Генерального директора по реализации услуг и транспорту электроэнергии

Технологическое присоединение

В целом по Группе компаний «Россети» отмечается незначительное снижение основных показателей технологического присоединения по итогам 2023 по сравнению с 2022 годом, что объясняется снижением спроса в связи с вступлением в силу с 01.07.2022 изменений в законодательстве Российской Федерации в части формирования размера платы за технологическое присоединение для заявителей категории до 150 кВт.

Мощность полученных заявок, заключенных и исполненных договоров технологического присоединения, ГВт
Количество принятых заявок, заключенных и исполненных договоров ТП, тыс. шт.
Структура исполненных договоров технологического присоединения в 2023 году
Показатели Исполнено договоров, шт. Исполнено договоров, кВт
До 15 кВт включительно, всего 368 693 4 237 634
в том числе физические лица до 15 кВт включительно 332 864 3 939 613
Свыше 15 и до 150 кВт включительно 32 363 2 179 387
Свыше 150 кВт и менее 670 кВт 3 428 1 017 660
Не менее 670 кВт 1 538 5 431 762
Объекты по производству электрической энергии 120 612 002
Всего 406 142 13 478 445
Основные показатели технологического присоединения в 2023 году и план на 2024 год
Показатели Принято заявок Принято заявок Заключено договоров Заключено договоров Исполнено договоров Исполнено договоров Исполнено договоров Исполнено договоров
шт. кВт шт. кВт шт. кВт шт. кВт
2023 План 2024
ПАО «Россети Центр» 54 927 3 916 421 38 470 972 306 50 745 1 103 740 31 253 758 365
ПАО «Россети Ленэнерго» 41 652 2 849 605 26 410 1 010 294 33 959 1 128 221 23 272 972 586
ПАО «Россети Московский регион» 85 287 9 142 792 58 144 3 090 326 77 259 2 241 474 56 527 2 743 741
ПАО «Россети Волга» 28 205 2 287 254 16 253 622 391 16 877 513 203 13 135 449 801
АО «Россети Янтарь» 10 223 471 988 5 348 184 419 5 483 138 089 4 576 142 038
ПАО «Россети Юг» 22 035 1 770 906 13 698 605 354 14 904 457 865 13 747 449 281
ПАО «Россети Кубань» 45 776 2 072 396 32 233 853 861 34 992 838 626 28 202 661 724
ПАО «Россети Северный Кавказ» 21 187 1 744 427 15 096 936 225 13 518 427 172 10 794 406 462
АО «Россети Тюмень» 12 444 1 156 956 6 747 355 839 6 316 240 343 5 761 411 172
ПАО «Россети Сибирь» 43 338 4 214 434 28 505 1 341 291 21 160 536 661 22 004 1 110 651
ПАО «Россети Томск» 2 131 69 431 1 617 53 565 1 635 43 711 1 492 31 847
ПАО «Россети Северо‑Запад» 25 950 1 881 320 17 389 680 091 19 536 470 063 7 635 410 132
ПАО «Россети Урал» 48 248 3 862 322 27 516 939 553 31 269 740 711 19 630 887 554
ПАО «Россети Центр и Приволжье» 63 671 3 434 084 43 210 1 004 450 61 494 1 294 476 40 488 895 580
Прочие 25 596 3 465 607 16 018 913 074 16 816 666 572 15 070 698 493
Распределительный комплекс 530 670 42 339 943 346 654 13 563 038 405 963 10 840 924 293 586 11 029 428
Магистральный комплекс (ПАО «Россети») 379 15 874 669 214 3 635 754 179 2 637 148 153 4 946 275
Всего по Группе компаний «Россети» 531 049 58 214 612 346 868 17 198 792 406 142 13 478 072 293 739 15 975 704

Повышение качества услуг по технологическому присоединению

Эффективное и успешное взаимодействие с потребителями является приоритетным направлением деятельности компаний Группы «Россети». В основе этой работы — клиентоцентричный подход, для внедрения которого в деятельность Группы компаний «Россети» решением Правления ПАО «Россети» утверждены Единые стандарты качества обслуживания потребителей услуг Группы компаний «Россети»Протокол Правления ПАО «Россети» от 23.05.2023 № 25..

Для удобства потребителей в Группе компаний действуют следующие каналы взаимодействия:

  • очные офисы обслуживания;
  • горячая линия энергетиков «Светлая линия 220» с федеральным номером 8-800-220-0-220;
  • цифровые сервисы Портала электросетевых услуг ПАО «Россети» (Портал ТП);
  • мобильное приложение «Россети — Личный кабинет»;
  • портал «Светлая страна».

Исходя из потребностей клиентов и высокого спроса на цифровые технологии, Группа компаний трансформирует процессы и внедряет цифровые сервисы. Так, на Портале ТП в цифровую форму переведены более 50 сервисов и услуг для потребителей, сетевых и сбытовых организаций. В 2023 году усовершенствованы электронные сервисы и расширена функциональность Портала ТП в части технологического присоединения и дополнительных услуг, а также в части обеспечения сервисов интеллектуального учета.

Для повышения доступности энергетической инфраструктуры и обеспечения единых стандартов электронного взаимодействия на ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (ЕПГУ) действует услуга «Подключение (технологическое присоединение) энергопринимающих устройств к электрическим сетям» в отношении Группы компаний «Россети» на территории всех регионов присутствия. ПАО «Россети» обеспечило возможность подключения сторонних ТСО к ЕПГУ через Портал ТП. По итогам 2023 года в Группу компаний «Россети» посредством цифровых сервисов Портала ТП и ЕПГУ поступило 448 тыс. заявок на технологическое присоединение.

Основные ценности и принципы Единых стандартов качества обслуживания потребителей услуг

Доступность инфраструктуры, услуг и сервисов:
  • недискриминационный доступ к энергетической инфраструктуре в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • доступность обслуживания и сервисов для всех потребителей с учетом их особенностей, устранение барьеров;
  • построение клиентских сервисов и услуг вокруг потребностей потребителей.

Качество услуг и сервисов:

  • выполнение установленных показателей надежности и качества услуг;
  • проведение мероприятий по повышению качества услуг и сервисов;
  • внедрение проактивного оказания услуг и сервисов на основе обратной связи и аналитики;
  • внедрение цифровых технологий и перевод услуг и сервисов в цифровой формат.

Открытость и прозрачность:

  • обеспечение на постоянной основе обратной связи с потребителями;
  • взаимодействие со всеми категориями потребителей в открытом диалоге, учет обратной связи и потребностей потребителей;
  • прозрачность бизнес‑процессов и объективность рассмотрения жалоб потребителей.
Уровень удовлетворенности клиентов услугой технологического присоединения, баллы (из 10 возможных)